Конь-огонь и олень-защитник: от славянских мифов до книг о Гарри Поттере
Из всех видов архангельской росписи мезенская — самая узнаваемая. Стоит один раз увидеть ритмичный мезенский орнамент, и вы больше никогда ни с чем его не спутаете.

В отличие от других северо-двинских росписей, мезенская не столь многоцветна: по традиции, здесь используются всего две краски — черная и красная (реже черная и синяя).
Ключевые образы мезенской росписи — птицы, олени и кони — традиционны для русского народного искусства в целом: мы встречаем их в самых разных областях России в виде деревянных и глиняных фигурок, в росписях, вышивках, резном декоре домов.

Как говорят искусствоведы, все три образа так или иначе связаны с солнечным культом древних славян.

Птицы — предвестники весны, они приносят небесный огонь на землю, прогоняют тьму и холод, дарят людям радость и надежду на будущий урожай.

Олень — еще один солнечный символ изобилия и богатства. Интересно, что образ светоносного оленя-защитника мы встречаем и в современной литературе, например, в серии книг о Гарри Поттере или в нашей любимой сказке «Серебряное копытце», где волшебный олень дарит людям свет и драгоценные дары даже в студеную зимнюю ночь.

Главный герой мезенской росписи — это конечно, красный конь. Считается, что в культурном коде древних славян конь был символом света и силы. Небесный конь перевозит по небу солнце и защищает человека от тьмы, поэтому многочисленные изображения коней в традиционной народной культуре, вероятно, когда-то выполняли роль оберега.
Главный герой мезенской росписи — это конечно, красный конь. Считается, что в культурном коде древних славян конь был символом света и силы. Небесный конь перевозит по небу солнце и защищает человека от тьмы, поэтому многочисленные изображения коней в традиционной народной культуре, вероятно, когда-то выполняли роль оберега.

В мезенской росписи все изображения довольно лаконичны: динамичный и полнокровный образ создается при помощи всего нескольких линий. Обратите внимание на тонкие черные ноги — они придают коню исключительную визуальную легкость, стремительность — кажется, конь летит, не касаясь земли. Мы поинтересовались у мастеров фабрики «Беломорские узоры» почему у красных коней и оленей черные ноги и получили интересный ответ: по мнению мастеров, на формирование мезенского стиля повлияло искусство близких поморам народов севера, оленеводов. Черные ноги — черта северного оленя. Возможно, изначальным было изображение оленя, постепенно поморские мастера сменили рога на гриву, добавили хвост и уздечку, и вот из северного оленя появится красный мезенский конь — яркий, горячий, стремительный.

Конечно, этими тремя животными мезенская роспись не исчерпывается — в ней интересно абсолютно все: графика, структура орнамента, гениальные кольцевые композиции. Мы планируем подробнее рассказать об этих ее деталях в следующих публикациях цикла.